Сочинение на тему: «Мое любимое стихотворение Лермонтова»
Один из моих самых любимых стихов в творчестве великого русского поэта Михаила Юрьевича Лермонтова – его произведение «Парус». Это стихотворение написано еще молодым Лермонтовым в возрасте 18 лет, в 1832 году. В нём не просто создана живописная картина моря, в туманных далях которого виднеются белые очертания паруса, но и представлены глубокие философские рассуждения поэта.
«Парус» – короткое произведение, состоящее всего из двенадцати строк, объединенных в три строфы. Такой лаконичной формы хватило Лермонтову для создания точного и запоминающегося стиха, превращающегося в сознании читателя в морское живописное полотно. Вначале каждой из строф даются описания моря и пребывающего на нем парусника. Море играет на солнце своими лазурными водами, небо светло и безоблачно, ничего не предвещает беды или трудностей. Только сильно свистящий ветер заставляет мачту гнуться и скрипеть под его напором.
Завершается каждая из строф рассуждениями поэта об одиноком парусе, пустившемся в далекое и опасное путешествие неведомо куда. Лермонтов спрашивает: зачем потребовалось паруснику отправляться в далекие страны, «что кинул он в краю родном»? По ходу своего краткого рассказа о приключениях паруса поэт сам дает ответы на поставленные вопросы. Парусу не нужно счастья, ему также чужда и тихая спокойная жизнь. Парус зависим от ветра, он хочет двигаться по его воле, полный штиль оказывается для него губительным. Именно ветер и буря желательны для паруса, в них он находит свой «покой» – наиболее соответствующее ему состояние. Быть в опасности, справляться с трудностями бури, нестись по воле волн для парусника и есть смысл его существования.
В этом стихотворении отражаются черты личности самого Лермонтова, его поэтические устремления и взгляд на жизнь. Одинокий парус – это символ свободной, ничем не обремененной души, вступающей в мир свирепых стихий – воды и ветра. Безграничное море требует умение совладать с ним, преодолевать его. Сильные ветры причиняют много хлопот тому, кто погружен в простое человеческое счастье, но для паруса они и есть то счастье, заменяющее собою любой покой. В одиноком парусе прорисовывается образ лирического героя, образ человека-бунтаря, мятежника, который не может жить без бурь. Для паруса уже давно нет родины, но будущее для него такое же неопределенное. В какую страну приплывает он? Как быстро может измениться погода? Какие опасности ожидают в пути? Парус находится в бескрайнем море, словно меж двух миров: между отринутым прошлым и неясным будущим, в тумане, где не на что опереться и всё призрачно. Именно таким Лермонтов видел свой мир и предназначение в нём, Лермонтов – певец бури, романтических устремлений, героической борьбы с препятствиями, но вместе с тем, в образе паруса выражается и трагическое одиночество, и тоска по несуществующей родине.
Еще больше сочинений на тему: «Мое любимое стихотворение Лермонтова»
Оно продолжает восхищать меня своей лаконичностью и точностью, яркими и впечатляющими образами, мелодичностью и скрытой грустью. В отличие от других стихов Лермонтова («Бородино», «Смерть поэта», «Дума») оно невелико — в нем всего три четверостишия. Но все названные произведения, хотя и значительные, слишком публицистичны, меня они трогают меньше. И ранние стихи многих поэтов больше созвучны не зрелым стихотворным раздумьям Лермонтова, а юношескому «Парусу».
В поэзии самое главное — образ. В этом стихотворении он слит со спокойной и выверенной гармонией стиха. И перед нами возникает картина, созданная воображением поэта. Но это не просто зарисовка с натуры, это во многом автопортрет. Мы видим в ней, как в зеркале, душу поэта: парус — это символ души поэта, его ищущего сердца. И становится понятно: в сущности, стихи не о парусе — они о человеческой судьбе.
Наиболее важные эпитеты — «одинокий» и «мятежный». Поэт всегда таков, таким он должен быть, для этого он и рожден. Пусть у него есть все, что нужно, казалось бы, для благополучия, но он не успокаивается, «просит бури», и никакие «золотые лучи солнца» и «лазурные струи» не удержат жаждущую свободной бури душу. И в своем стремлении поэт одинок: не многие способны разделить подобную участь, ведь он «счастия не ищет», ему не нужен покой. И все стихотворение подчинено этой мысли, переданной через образ паруса. Вот она перед нами, душа великого поэта, в двенадцати строках юношеского стихотворения, и сколько в них красоты, мудрости и грусти, грусти об этих глупых людях, не поднимающих парус души и навсегда остающихся на берегу.
Именно этой идеей близко мне это произведение, за это я так его люблю и считаю одним из лучших творений Лермонтова.
Источник: http://lit-helper.com
Михаил Юрьевич Лермонтов родился в 1814 году в Москве. Детство поэта прошло без отца и матери — его воспитывала только бабушка. Это в будущем повлияло на его судьбу — у поэта до конца жизни сохранилось стойкое чувство одиночества.
Поэт в детстве очень любил природу, радовался и наслаждался ее красотой. У Лермонтова была богатое воображение, он много мечтал и любил рисовать и фантазировать. Именно поэтому он смог стать таким хорошим поэтом.
Главная тема стихотворения «Парус» — поиск. Цель поиска не ясна, кажется, будто парус бежит от чего-то. Возможно, ему просто необходимо постоянное движение, не важно, куда и зачем. Лермонтов называет его бурей:
«Под ним струя светлей лазури,
Над ним луч солнца золотой…
А он, мятежный, просит бури,
Как будто в бурях есть покой!»
Парус в этом стихотворении кажется живым. Поэт не пишет, что это корабль с капитаном или маленькая парусная лодка с матросом. Лермонтов, а вместе с ним и читатели, относятся к парусу как к живому самостоятельному человеку. Поэт показывает нам, как трудно быть одному в чужом краю. Он сравнивает парус со странником. Парус так же, как какой-нибудь бродяга или путешественник находится в постоянном движении. Что он ищет? — об этом нас спрашивает поэт.
В стихотворении «Парус» Лермонтов использует много глаголов: «свищет», «гнется», «скрипит», «играют», «ищет», «бежит», «просит». Делается это для того, чтобы подчеркнуть главную тему — поиск, движение. Это стихотворение наполнено действием.
Мне это стихотворение нравится потому, что парус здесь похож на бесстрашного одинокого героя, который сражается с погодой. Он один противостоит ветру и волнам и чего-то ищет. Он в отчаянии. Лермонтов нам не объясняет, что потерял его парус. Это не счастье, не родной дом. Наверное, он ищет свободу. Но посреди моря он уже оказывается свободен. У него нет цели, к которой он бы стремился, поэтому все поиски бесполезны. Он также не замечает того, что уже имеет: «Под ним струя светлей лазури, Над ним луч солнца золотой… А он, мятежный, просит бури, Как будто в бурях есть покой!». Парус, как человек, отказывается от хорошей жизни в пользу чего-то неопределенного, того, чего на самом деле может и не быть. Это большая ошибка, и Лермонтов указывает на нее в последней строчке этого стихотворения.
В этом стихотворении Лермонтов много чего не договаривает и использует при этом многоточия: «Играют волны — ветер свищет, И мачта гнется и скрипит…». Поэт задает много вопросов и оставляет их открытыми: «Что ищет?», «Что потерял?». Скорее всего, каждый читатель должен сам ответить на них. После прочтения стихотворения, хочется над этим поразмышлять. Такие произведения помогают нам научиться рассуждать, развиваться и находить ответы на непростые вопросы.
В произведении нет строф. Кажется, что это исповедь, пылкая речь. В ней – неразделённая любовь, предательство, обречённость, решительность, сожаление о времени, потраченном на человека, который не ценил стараний. Чувства унижены и раздавлены.
Оскорблённый поэт упрекает девушку в том, что она играла им, в то время как он мог бы заниматься творчеством:
Как знать, быть может, те мгновенья,
Что протекли у ног твоих,
Я отнимал у вдохновенья!
… Быть может, мыслию небесной
И силой духа убеждён,
Я дал бы миру дар чудесный,
А мне за то бессмертье он?
Всё же автор предстаёт честным и благородным человеком. Он признает, что также виноват: «безумцем» называет себя за то, что «…целый мир возненавидел, Чтобы … любить сильней». И несмотря на всю трагичность ситуации желает: «… люби другого». Но по сравнению с произведением А.С.Пушкина «Я вас любил…», демонстрирующим благородство героя, у М.Ю.Лермонтова лирический субъект жаждет отомстить другим за то, что был жестоко обманут:
Отныне стану наслаждаться
И в страсти стану клясться всем;
Со всеми буду я смеяться,
А плакать не хочу ни с кем;
Начну обманывать безбожно…
После того что он «был готов на смерть и муку И целый мир на битву звать», но взамен получил лишь «коварную измену», молодой человек разочарован: «Иль женщин уважать возможно, Когда мне ангел изменил?». Но он ещё питает чувства к героине, хотя и преисполнен решимости порвать все связи: «Я не унижусь пред тобою… Знай: мы чужие с этих пор».
Невозможно остаться равнодушным. Стихотворение трогает струны души любого, прочитавшего его, выводит из состояния равновесия. Появляется жалость к девушке, не сумевшей по достоинству оценить поэта, так трепетно относившегося к ней.
На мой взгляд, это произведение – одно и самых эмоциональных и искренних. Прочитав его впервые, я была потрясена рассказанной историей, и рада за М.Ю.Лермонтова, решившего больше не поддаваться заблуждениям. Стоит также отметить, что все стихотворения автора, посвящённые Наталье Ивановой, пронизаны чувством грусти и одиночества, но данное, последнее, является своеобразной точкой. Забыв о ней, он, кажется, мстит за все разбитые надежды и упущенное время.
Источник: http://www.litra.ru
Попытаемся внимательнее вчитаться в каждую строку произведения. Простое по форме изложения, ЭТО стихотворение несёт в себе глубокую смысловую нагрузку. Одна из ведущих тем творчества М. Ю. Лермонтова тема одиночества. В стихотворении «Листок» они расширяет свои границы и трансформируется в тему одинокого странничества и изгнания. Образ листка, гонимого бурей, является здесь символом изгнания. Надо отметить, что этот образ был широко распространён в поэзии XIX века. Лермонтов обращается к нему не случайно. Трагическая судьба одинокого, изгнанного из общества человека чем-то напоминает нам маленький листок, оторвавшийся от ветки. Тоска и бесприютность, холод и зной окружают странника в бесцельном пути. И нет души, способной понять и посочувствовать ему.
Как мы уже говорили ранее, стихотворение М. Ю. Лермонтова «Листок» — это своего рода сказочное повествование, главными героями которого являются листок дуба и чинара. Два мира нарисованы перед нами: мир изгнанника, полный горестей и жизненных невзгод, и мир чинары, раскинувшей на просторе свои ветви. Холод и тепло, тьма и свет, страдания и райская жизнь — всё стихотворение основано на антитезе.
Композиция стихотворения «Листок» чётко определена. Первая строфа является своеобразной завязкой действия. Здесь мы узнаем о трагическом прошлом листка:
Дубовый листок оторвался от ветки родимой
И в степь укатился, жестокою бурей гонимый;
Засох и увял он от холода, зноя и горя;
И вот наконец докатился до Чёрного моря.
Начальная строка стихотворения свидетельствует о том, что наш герой выбрал путь странствия добровольно. Перенеся жизненные трудности, он наконец достиг желанной земли. Об этом говорит последняя строка в четверостишии.
Первая строфа предельно кратко повествует о мытарствах героя. Однако пространственные рамки изображаемого здесь крайне широки: «ветка родимая» — «степь» — «Чёрное море». Листок проделал огромный путь, прежде чем достичь цели. Временная протяжённость странствий листка не указывается поэтом. Но создаётся впечатление, что дорога к райской земле была долгой. Третья строка явно указывает на это.
Вторая строфа стихотворения — это живописная картина земли, до которой «докатился» одинокий странник. Тональность этого четверостишия совершенно иная: ощущение тепла и света разлито в каждом слове. «Жестокая буря» первой строфы меняется на образ ветра, ласкающего листья чинары:
У Чёрного моря чинара стоит молодая;
С ней шепчется ветер, зелёные листья лаская…
Третья и четвёртая строки создают атмосферу гармонии и сказки. Для создания такого эффекта поэт рисует сказочные образы райских птиц и морской царь-девицы. А эпитет «райские» говорит читателю о райской, блаженной земле, на которую попал листок:
На ветвях зелёных качаются райские птицы;
Ноют они песни про славу морской царь-девицы.
Третья строфа стихотворения — это развитие действия. Листок, засохший и увядший от холода и горя, просит дерево приютить его. Лермонтов так подбирает слова, что листок видится читателю слабым и беззащитным:
И странник прижался у корня чинары высокой;
Приюта на время он молит с тоскою глубокой…
Следующие строки начинают исповедь листка о своей судьбе. В стихотворении слова листка даны автором в прямой речи. Герой вступает в диалог и старается выразить свою просьбу как можно яснее:
И так говорит он: «Я бедный листочек дубовый,
До срока созрел я и вырос в отчизне суровой…»
Четвёртая строфа продолжает исповедь странника. Её строки являются тематическим центром стихотворения. Здесь поэт вкладывает в слова дубового листка трагедию одинокого изгнанника:
Один и без цели по свету ношуся давно я,
Засох я без тени, унял я без сна и покоя.
Обращаясь к величественной чинаре, листок называет себя пришельцем, знающим немало «рассказов мудрёных и чудных». Ради временного спокойствия он согласен на всё.
Действие в стихотворении достигает своей кульминации в пятой строфе, где в диалог вступает чинара. Её слова содержат резкий отказ в приюте. Чинаре не нужен пыльный и жёлтый лист, её не занимают «небылицы». В каждом слове слышится резкий, не терпящий противоречия тон властной «царицы»:
«На что мне тебя? — отвечает младая чинара,
Ты пылен и жёлт, — и сынам моим свежим не пара.
Ты много видал — да к чему мне твои небылицы?
Мой слух утомили давно уж и райские птицы».
Последняя строфа стихотворения является развязкой действия. Чинара выносит жестокий приговор листку: она изгоняет его из райской земли и тем самым делает его ночным странником. Надежды листка на солнце и покой рушатся: «Иди себе дальше, о странник! тебя я не знаю!»
А жизнь младой чинары светла и беззаботна. Концовка стихотворения рисует перед нами величие и необъятность этого образа:
Я солнцем любима; цвету для него и блистаю;
По небу я ветви раскинула здесь на просторе,
И корни мои умывает холодное море.
И последних строках стихотворения открывается новая сторона образа чинары: властность и эгоизм просматривается в её словах.
Основной художественный приём, который Лермонтов использует в стихотворении «Листок» — приём аллегорического изображения человеческой жизни. Тотальное одиночество одних людей сочетается в мире с эгоизмом других. Поэт ощущает трагическое несоответствие идеалов человека и его реальной жизни. Самым страшным Лермонтову видится не само одиночество личности в мире, а сознательное изгнание её остальными людьми, обречение её на вечные скитания на земле.
Источник: http://sochinenie5ballov.ru
Это первое в русской поэзии произведение, в котором был изображен главный герой Отечественной войны 1812 года — народ. Война здесь показана так, как ее видел рядовой участник. Стихотворение написано от лица старого солдата, участника битвы. Его речь задумчива, нетороплива… Чаще использует «мы», чем «я».
Солдат вспоминает о настроении воинов перед боем:
«Уж мы пойдем ломить стеною,
Уж постоим мы головою
За родину свою!»
На призыв полковника умереть, но не пустить врага в столицу солдаты дают клятву верности:
«И умереть мы обещали,
И клятву верности сдержали
Мы в Бородинский бой.»
Рассказчик с гордостью вспоминает о мужестве бойцов во время боя:
«Вам не видать таких сражений!..
Носились знамена, как тени,
В дыму огонь блестел…»
«Изведал враг в тот день немало,
Что значит русский бой удалый,
Наш рукопашный бой!..»
Боевой настрой солдат не иссяк и на следующий день: «Были все готовы заутра бой затеять новый и до конца стоять».
Я считаю, что солдаты 1812 года с честью выполнили свой долг: они оказались сильнее духом, чем французы, которые намного превосходили по численности русскую армию. Как когда-то былинные богатыри, они до конца стояли за свою землю, защищая от врага русскую столицу. И если бы не мудрый маневр фельдмаршала Кутузова, который спас Москву, то ее спасли бы солдаты ценой своей жизни.
Источник: http://www.labirint.ru
М.Ю. Лермонтов
«Молитва» — одно из поздних стихотворений М.Ю. Лермонтова (написано в 1839 году). Поэтому можно смело сказать, что оно отражает сложившееся миро-воззрение художника.
В минуту слабости или душевной боли поэт обращается к Богу. В произведении с психологической проникновенностью передается состояние «душевного просветления». Это состояние противопоставлено «трудной минуте жизни» — обычному для лирического героя Лермонтова настроению подавленности, грусти и скептицизма. В данном стихотворении поэт открывается совершенно с другой стороны: он возносит молитву, восхищаясь, удивляясь и радуясь одновременно этому спасительному «мостику», который приводит героя к «светлым душевным порывам».
Известно, что «Молитва» написана для Марии Щербаковой, княгини, которой художник был увлечен («Машенька велела ему молиться, когда у него тоска»). Поэтому приведено выше толкование вполне уместно.
Вместе с тем, «святая прелесть» предстает и как власть слова над человеком:
Есть сила благодатная
В созвучье слов живых…
В самом деле, в нехитрых словах молитвы есть что-то мистическое. И, как бы ни был удручен поэт, в молитве он находит успокоение и черпает новые силы:
С души как бремя скатится
Сомненье далеко –
И верится, и плачется,
И так легко, легко…
В дореволюционных работах (например, в работе С. Шувалова) стихотворение нередко рассматривалось как свидетельство перехода Лермонтова от мятежности к религиозному смирению. Но еще в 1841 году В.Г. Белинский подчеркнул, что «… из того же самого духа поэта, из которого вышли такие безотрадные, леденящие сердце (…) звуки, (…) вышла и эта молитвенная, елейная мелодия надежды, примирения и блаженства в жизни жизнью». Я согласен с утверждением великого критика. По сути, поэт и здесь намекает на свою неудовлетворенность окружающей его действительностью. Он остается разочарованным и мятежным, но «живые слова» даруют ему, пусть временное, но такое необходимое избавление от сомнений.
В завершение хочу обратить внимание на необычайную мелодичность произведения. Это стихотворение положили на музыку более сорока композиторов! «Молитва» вошла и в народный песенный репертуар. По-моему, М.Ю. Лермонтов – самый «музыкальный» поэт нашей литературы, понимать которого нужно не умом, а сердцем.
Источник: http://www.znaj.ru